Этой публикацией хотелось бы поднять тему Доброго и Злого в создаваемых  человеком продуктах — предметах и явлениях, которыми мы окружаем себя, но прежде необходимо дать определения нескольким понятиям, которые понадобятся нам при рассмотрении этой темы.

Мы будем пользоваться понятием «йога», но в его изначальном, истинном значении, а не в ограниченном понимании йоги, как комплекса физических и дыхательных техник, доминирующем в мире в настоящее время.

Йога как понятие берёт начало от санскритского корня «юдж» и означает «соединение». Многие языки содержат похожие по смыслу и звучанию слова: в латинском jugum, в английском yoke и в немецком Joch — «бремя, ярмо, то, что связывает», в русском — «иго». В своём истинном смысле йога есть процесс объединения сознания познающего субъекта с объектом познания посредством внимания. В самом чистом виде — без физической, эмоциональной и даже умственной работы — йога осуществляется в медитации. Поэтому, по сути, йога и медитация — одно и то же.

Мы также будем пользоваться термином «прана», что значит «пра-материя», или самая тонкая материя, в которую входит дух, рождающий в материи движение, подобное потокам воздуха. В себе мы обнаруживаем прану как движение внутренних ощущений, эмоций, мыслей и даже внимания — собственного или других людей. Прана также может усилиться и в природе и проявиться для наших органов чувств, например, как свежесть воздуха после дождя, бодрость после сна или тяжесть в теле, когда хочется спать. Ощущение повышения кровяного давления или температуры также, в основном, связано с прана-телом, которое под влиянием дисбаланса может либо возбуждаться, либо, наоборот, становиться инертным, и тогда человек будет испытывать упадок сил. Мы можем чувствовать прану, когда непроизвольно зеваем вслед за кем-то другим, кто только что зевнул сам, как будто движение вдоха в прана-теле одного человека порождает движение вдоха в прана-теле другого. Так же, благодаря взаимодействиям наших прана-тел, мы чувствуем боль и удовольствие других людей. Движение праны осязательно ощущается внутренней средой тела больше, чем внешнее прикосновение, так как она — посредник между душой и физическим телом, непосредственно связанный с дыханием человека.

Наше внимание по-разному движется по каналам восприятия: более интенсивно — через канал зрения, менее интенсивно — через канал осязания, но эти два канала всегда тесно связаны друг с другом. Когда мы осязательно чувствуем что-то внутри себя, это вызывает в нас связанные с данными ощущениями мысле-образы. И, напротив, когда мы видим образ — внутренним зрением или вовне, — внутри нас он вызывает осязательные ощущения.

Значительную часть своего опыта, получаемого из окружения, большинство из нас привыкло связывать с видимыми для наших физических глаз внешними образами, которые, в основном, и формируют наше представление о реальности. Они захватывают наше внимание, одновременно отвлекая его от других каналов восприятия, которым приходится отходить на второй план и играть лишь сопутствующую роль. Сильный образ может вызвать в нас осязательные ощущения и всплески эмоций, и вот мы уже начинаем проживать проявляемый им мир словно существующий в действительности, питая его своим вниманием и тем помогая ему ожить и встроиться в нашу жизнь. 

Вследствие захватывающей природы образов люди обычно ассоциируют реальность с тем, что они видят, а не осязают. Хотя осязаемое гораздо ближе к реальности, а внутреннее осязательное ощущение всегда правдиво, образы будут часто обманывать нас. Йогины знают это испокон веков и для того, чтобы получать опыт, они в первую очередь закрывают глаза, отключая тем самым зрительный канал восприятия. Это позволяет им легче и полнее погружаться во внутренний мир ощущений или подниматься в высший мир духа.

Особенность нашего времени лишь в том, что в последние десятилетия добрые и настоящие образы постепенно вытесняются, и наша жизнь заполняется всё более злыми и пустыми, будто приходящими из нижнего мира: небоскрёбы из чёрного рефлектирующего стекла, манекены без лиц в витринах, мода, разрушающая естественные особенности пола человека, предметы интерьера с жёсткими, не гармоничными геометрическими формами и острыми углами, светильники, похожие на насекомых и существ подземного мира, детские книги о демонах и чёрной магии, игрушки-монстры и роботы-трансформеры — таких примеров каждый из нас мог бы привести огромное множество.

Доброе Настоящее рождается и обретает форму не быстро. На это уходят годы упорного труда, необходимого для обретения мастерства и воплощения своих идей в плотные материальные формы. Скоротечность и поверхностность современной общественной жизни, а также ориентация, в первую очередь, на быструю финансовую прибыль не способствуют появлению Доброго Настоящего вокруг нас. Зато способствует приумножению злого и нечеловеческого, обильно рождающегося не из творческого начала человека, а путём копирования и комбинирования существующих элементов. Один дизайнер подсматривает у другого, как ему кажется, оригинальную и сильную находку, но не различает, несёт ли она людям Добро или Зло, и не беспокоится от этом. Фильмы и показы мод с высоким профессионализмом демонстрируют злые тенденции будущего, так как Злым легче произвести впечатление на людей, а трогающее душу Доброе создать не так легко, тем более, в отсутствие такого опыта.

Когда из мира уходит Доброе Настоящее, вместо него приходит Настоящее Злое. Оно как бы говорит: «Добра ведь нет, значит я могу прийти», и мало кто ему возражает. Никем не останавливаемое, ловя восхищённые взгляды, Зло являет себя миру величественно и невозмутимо. Оно входит в нашу реальность через глаза, пользуясь свойством образов захватывать внимание и сознание человека. Здесь оно быстро набирает силу и становится всё более чистым Злом, спокойным и уверенным в себе, тем самым ещё более привлекательным, особенно для молодых и неокрепших душ.

Можно не сомневаться в том, что тенденция к Злому не случайна, и есть немало тех, кто осознанно инициирует и поддерживает этот процесс. Но наряду с этим у нас всегда есть и свобода выбора — способствовать ли этому процессу своим активным участием либо пассивным потреблением или всё же прекратить отдавать ему наше внимание и ресурсы.

Осознанный выбор мы можем сделать, если знаем первичный порядок вещей и принцип появления Добра и Зла. Доброе — значит находящееся на своём месте, где и должно быть. Злое — значит находящееся не на своём месте, то есть там, где его быть не должно.

Например, здание должно строиться так, чтобы его нижняя часть была шире верхней. Такая конструкция не создаст проблем находящимся рядом людям и будет нести им Добро. Если верхняя часть будет шире или даже одной ширины с нижней, здание будет нависать над людьми, «давя» на них и вызывая неприятные тонко-осязательные ощущения — причиняя Зло и порождая его в людях. Надпись, пересекающая лицо человека, может выглядеть оригинально, и автор изображения может радоваться сильной находке. Не зная принципа Добра и Зла, он также не осознаёт, какой силе открывает окно в этот мир. Зритель, сознательно или бессознательно ассоциирующий видимый образ человека с собой или с близкими, на тонком плане будет испытывать неприятные ощущения в собственном лице. Нет проблемы в самой надписи, как нет проблемы в изображении лица, но если надпись не на должном месте, такой злой образ пробуждает зло в зрителе. Ответственен за это тот, кто этот образ создал.

Зло проявляется, когда нарушается должный универсальный порядок вещей, данный человеку свыше и требующий того, чтобы он его знал. При незнании и неразличении образ может убивать человеческую жизнь в том или ином её проявлении, на том или ином уровне. Но он не должен этого делать. Образ, созданный человеком, должен поддерживать человека и способствовать его развитию.

Нет ничего злого в личинке насекомого, которая прячется в земле, но в супе она отвратительна. Бабочка тоже прекрасна на цветке, но на лице человека она вызывает тонкое неприятное и нервирующее ощущение присутствия чужеродного на чувствительной коже лица. Змея грациозна среди камней и травы в природе, но её образ в спальне вызывает чувство опасности и тревоги. Всё должно быть на своих местах, и даже у Злого оно есть — по возможности дальше от человеческого плана существования. Там же, где  живут люди, не должно быть ничего, напоминающего формы жизни из нижнего мира или ранящего эту жизнь.

Пользуясь йогой, мы можем определить истинные качества любого явления и его влияние на нас. Процесс йоги состоит в сосредоточении внимания на объекте и обнаружении его пранического влияния, или «отпечатков», на соответствующем уровне нашего тела, которые мы воспринимаем в виде тонких телесных ощущений. Если мы начнём проверять встречаемые образы через осязательные ощущения от их праны, мы перестанем легкомысленно относиться и тем более приветствовать те из них, которые не способствуют нашей жизни или разрушают нас.

Не следует думать, что йогическая способность воспринимать пранические или внутренне осязательные потоки доступна не всем и требует длительной тренировки. Достаточно просто обратить внимание на внутренние ощущения в нашем теле, возникающие при виде различных предметов или картинок и, не сомневаясь, довериться им. Всем нам приятно подержать в руках морской камешек, получая удовольствие от его плотности, весомости, гладкости поверхностей и округлости форм. Обратив внимание на тело, мы найдём праническое отражение камешка в животе. Но стоит взять в руку скальпель, и там же в животе мы почувствуем спазм и беспокойство. Если нам на улице встретился пьяный, при его приближении мы можем почувствовать на уровне таза инстинктивные реакции тела на потенциальную опасность. При мысли же о близком человеке мы будем испытывать приятное щемление или расширение в груди, и там же в груди мы можем почувствовать острое неприятное ощущение, столкнувшись с человекоподобным роботом.

Даже получив информацию о захватывающей и обманчивой природе образов, а также о правдивой природе внутреннего осязания, не каждый человек поспешит этим воспользоваться. Кого-то данная информация, напротив, будет только раздражать. Причиной тому могут быть незрелость, тяжёлые переживания, отвращающие от осязания, и непроработанность эго. В таком состоянии человек легко увлекается картинками-образами. Чтобы внутреннее осязание стало привычным каналом определения реальности, его надо научиться описывать — проявлять словами, помогая себе дополнительными инструментами, подробно тому, что описано в публикации Медитация вкуса. Эти усилия стоят того, так как это абсолютно иной подход к восприятию, трансформирующий наше представление о жизни и открывающий нам совершенно иной мир, параллельный зримому. Он более реален, чем тот, который, нам казалось, мы хорошо знали раньше.

Осознав опасность бездумного множенья сильных, оригинальных и модных образовов, увиденных нами в окружении, мы должны привыкнуть перепроверять образы через собственные осязательные ощущения. Тогда наша жизнь постепенно будет очищаться от всего разрушительного и деградирующего, открывая дорогу подлинному творчеству и развитию.

От редакции

Злые образы оказывают на зрителя негативное воздействие, поэтому при отборе иллюстраций для этой публикации мы задавались вопросами: Каким критерием руководствоваться при выборе картинок? Что из Злого уместно показывать, а чего лучше даже не касаться?

Мы пришли к выводу, что критерием может быть: видим ли мы это на улицах наших городов, входит ли это в наши дома, или нет. В этом мире есть абсолютное Зло, но оно (пока?) не видно «невооружённым глазом» и не коснулось нашей жизни напрямую, поэтому показывать его мы не будем, но игнорировать его следы и знаки в нашей реальности — значит закрывать глаза и допускать, чтобы, скрытое до поры, оно всё больше входило в нашу жизнь. Поэтому мы публикуем фото, представляющие собой его следы, доступные любому наблюдателю.

Вы можете проверить ваши ощущения и выбрать один из двух вариантов реальности, перемещая для сравнения линию-бегунок на приведённых ниже иллюстрациях.