В поисках утраченного

В поисках утраченного

Беседа Марии Титце с Норбертом Матковицем, исследователем истории тамплиеров и художником, в поисках сохранившихся следов ордена рыцарей-крестоносцев объехавшим на мотоцикле Англию, Шотландию, Испанию, Францию, Албанию, Косово, Румынию, Болгарию, Украину, Кипр, Эстонию, Турцию, Киргизию, Святую Землю.

Благодарю, что нашли время для нашей беседы. Вы спросите, как мы нашли вас? Мы не профессиональные журналисты, но всегда в поиске того, что можно назвать Настоящим — настоящие люди, настоящий опыт, настоящие места, настоящая история… Настоящего в этом мире осталось мало. И в тот день, когда мне довелось очутиться в замке Локенхауз — там, где мы и встретились — я почувствовала, что замок — Настоящий. И от вас тоже исходила некая сила, отличная от той, что ощущаешь от остальных — сила, которая каким-то образом имеет отношение к этому замку.

Да, замок действительно настоящий. Ему уже тысяча лет, и он всегда был и есть настоящий.

В поисках утраченного

Норберт Матковиц — на мотоцикле по следам крестовых походов

К великому сожалению, всё чаще случается так, что все эти современные выставки и компьютеризированные инсталляции с видеопроекторами и пластиковыми панелями на древних стенах всё больше вытесняют Дух тех комнат, куда они вторгаются. То же происходит и в залах замка Локенхауз, где поселилась дешёвая выставка про летучих мышей. Атмосфера древности тает…

Да, это печальная истина, с которой сегодня сталкиваешься повсеместно — почти в каждом замке. Возьмите, к примеру, замок Шлайнинг, примерно в 20 км отсюда, там тоже есть своя выставка про жизнь летучих мышей. По моей оценке, на сегодня во всей Австрии от 50 до 100 выставок на одну и ту же тему, и всё — спонсируется со стороны Европейского Сообщества. Это означает, что они централизованно платят за то, чтобы везде и всюду плодился один и тот же бред.

Да, любопытно, что власть предержащие делают акцент именно на этой теме. Летучие мыши — не самые светлые существа, и многому научиться у них вряд ли удастся. И в это же время подлинная история тамплиеров остаётся в тени, что очень жаль. Особенно здесь, в замке, имевшем столь важное значение для ордена рыцарей-крестоносцев.

Да, на том самом месте, где происходило нечто гораздо более важное… Но большинство людей вообще ничего не читает. Когда-то я писал книги о моих путешествиях по миру на мотоцикле и продавал их на наших байкерских встречах. Теперь мне приходится пересиливать себя, чтобы ходить на все эти народные гуляния в старинных замках и торговать моей книгой по истории Локенхауза. Но что ж поделаешь, зато время от времени встречаю там интересных людей.

Тогда перехожу сразу к сути дела. Больше всего в замке впечатлило культовое помещение. Знаете ли вы какие-нибудь подробности относительно того, что там происходило прежде? Каким целям оно служило?

Во всей Европе нет больше подобного помещения, оно уникально в своём роде. В Израиле насчитывается 10 — 12 замков, в которых есть такие комнаты. И это не совпадение. Графы Гюссинг, которым в наше время приписывают владение замком Локенхауз, владели простым коровником в сравнении с ним. Замок в действительности принадлежал кому-то, кто обладал настоящим знанием. Тамплиерам.

В поисках утраченного

Культовое помещение в замке Локенхауз

Откуда у вас такой интерес к этой истории? Когда читаешь вашу биографию и вашу книгу, создаётся ощущение, что вы — один из тех рыцарей. В вашей книге можно проследить и личностную нотку. Как получилось, что вы так плотно занимаетесь этой темой?

Я играл в замке, ещё будучи ребёнком. В те времена он лежал в руинах. Парадный зал был единственным помещением, где сохранился ровный пол, и мы, дети, могли играть там в футбол. Позднее, когда замок продали и начались реставрационные работы, я всегда следил за тем, что там происходило. Играл с Железной Девой, дрался на деревянных мечах, уже в 10 лет увлекался немецкими средневековыми сагами и рисовал рыцарские доспехи и лошадей. Позже начались мои путешествия на мотоцикле: Испания, Португалия — везде искал я замки тамплиеров, которые охраняли Путь святого Иакова и сражались против мавританцев. Во Франции мне тоже довелось посетить множество замков, которые когда-то принадлежали тамплиерам. Я доезжал до Турции и Киргизии. И в Англии до сих пор живо много легенд. Англичане, со свойственным им восхищением всеми этими историями, в особенности о короле Артуре, тысячами посещают места, приписываемые королю Артуру и Мерлину. Они пробираются в пещеру Мерлина вдоль отвесных скал на морском берегу и свято верят во всё, хотя в этих сказаниях много несуразностей.

А как обстоят дела здесь, в Австрии?

Здесь в Австрии всё с точностью наоборот. Тамплиеры были здесь, но даже в самом замке Локенхауз экскурсоводы продолжают рассказывать посетителям, что замок был построен графской семьёй Гюссингер. Их собственный семейный замок Гюссингер, расположенный на холме в 50 километрах отсюда, сооружён из камней, обработанных самым примитивным образом, и больше похож на хлев для скота. Эти люди были очень могущественны и очень примитивны. Они вели войну одновременно и против венгерского короля, и против Габсбургов. В 1298 Габсбурги полностью разрушили Бургенланд. Десять замков, которые находились на этой территории, — все они исчезли с лица земли. И только замок Локенхауз не тронули, так как в нём жили не Гюссингеры, а тамплиеры. Тамплиеры были для Габсбургов табу — ещё одно доказательство того, что замок принадлежал именно им, а не раубриттерам — рыцарям-разбойникам Гюссингерам.

Означает ли это, что факт принадлежности замка рыцарям-крестоносцам ещё не доказан окончательно? Или это всё-таки признано официальными историками?

Существует множество исторических фактов, которые это подтверждают. Кроме того, замок стоит непосредственно на пути паломников, который проходил вдоль Дуная — через Пассау, Вену, Винер Нойштадт, Локенхауз и дальше через Венгрию вплоть до Белграда, затем далее до Турции, Святой Земли, Иерусалима… В Локенхаузе существовал не только замок, но и монастырь, который также был построен крестоносцами. Три башни тоже не были сооружены францисканцами — те были простыми монахами-попрошайками, без собственной церкви — у них было только дерево с повешенным на ветвях колоколом.

В поисках утраченного

От Испании до Святой Земли по сложным трассам на мотоцикле

Можно же было бы легко установить, где стоял этот монастырь, но никаких исследований не проводится. Мне только удалось найти в архивах, что последние остатки стен были уничтожены в 1920, и стены эти были из камней в 2 метра толщиной. На днях я разговаривал с одним местным археологом, он рассказал мне, что у них нет ни денег, ни заказов. Только если от общины придёт заказ, и будут выделены средства, тогда они могли бы заняться раскопками. Меня это очень живо интересует, я уверен, что и монастырь послужил бы прямым доказательством того, что здесь когда-то жили и действовали тамплиеры. У них был и госпиталь, и караван-сарай, и приют для путешественников. А замок был охранным постом, мимо которого проходили многочисленные паломники.

Вы упомянули, что стены монастыря были сооружены из двухметровых камней. Действительно это было именно так? Не просто стены были такой толщины, но и сами камни, из которых они состояли? Если обращать внимание на отдельные факты, то неизбежно приходишь к выводу, что в официальной версии истории со всех сторон дыры и противоречия. Как удалось бы нищенствующим монахам перетаскать такие огромные камни? Мы собственными глазами видели развалины Персеполиса в Иране, который, как утверждают историки и экскурсоводы, был разрушен огнём и стрелами Александра Македонского. Там тоже много несуразностей. Огромная площадь с колоссальными сооружениями — гигантские колоннады, храмы — всё разбросано вокруг подобно кускам деревянного детского конструктора. Это стрелы так разбросали огромные каменные блоки? О той великой культуре тоже ведь мало что известно. И тогда встаёт вопрос, каким образом вообще можно изучать историю, если так много лжи и нестыковок. Как вы считаете, возможно ли вообще докопаться до истины и узнать, что происходило на самом деле? Что это была за культура? Расскажите, пожалуйста, каким образом вы подходите к исследованиям.

Официально разрешено говорить только строго определённые вещи. Это же было и причиной, по которой орден крестоносцев был уничтожен по приказу короля и при содействии папы римского — они знали слишком много, и особенно того, что было несовместимо с католическими догмами. Кумранские рукописи — они были известны тамплиерам. Они обменивались знанием и с другими, даже с противниками — ассасинами. У Старейшины гор, предводителя ассасинов, была своя библиотека в районе Каспийского моря. Тамплиерам были известны рукописные свитки ранних христиан. Они знали значительно больше, чем сам папа римский.

В поисках утраченного

В поисках следов тамплиеров в Венеции и на Мадейре

Вы знаете что-нибудь о том, что было в тех свитках?

Ну, это может завести нас слишком далеко, в рамках данного разговора мы не сможем осветить эту тему. Предполагаю, что вы принадлежите к современной православной церкви?

Вовсе нет, даже не крещёная. Я принадлежу к другой духовной традиции.

Очень интересно. Весь христианский мир разрознен, там всегда были игры во власть. Синоды и соборы всегда были местом самых массовых народных празднеств и самых худших интриг. Но тут мы можем отойти слишком далеко от темы, к тому же я не смогу ничего подтвердить доказательствами. Что в моих силах — так это подтвердить, что здесь, в Локенхаузе, на пути паломников была откопана их церковь. Прекрасное романское сооружение, толстые стены, она была разрушена в 1293 году. Я обнаружил её случайно, но всегда, когда появляется новое доказательство — это радостное событие. Впрочем, церковь пилигримов на тропе пилигримов в Пильгерсдорфе (нем. деревня пилигримов) — это уж точно не простое совпадение.

Вот в таких фактах я уверен. А что такого стояло в Кумранских свитках, что привело в такую ярость папу римского, и что знали тамплиеры — мне неизвестно. В чём я уверен точно — почитание Марии было существенно более явным и имело большее значение, которое впоследствии, на многочисленных соборах, последовательно урезалось. Роль матери сохранила своё признание, но роль спутницы-жены Иисуса замалчивается, равно как и то, что, возможно, у них были потомки, и что эта родовая линия, быть может, существует и в наши дни. Благодаря лютеранам почитание Чёрной Мадонны сохранилось здесь, в Бургенланд и в венгерских землях, и по сей день. Предполагаю, что оно было широко известно вплоть до 17-го столетия. Подавление культа Марии Магдалины со стороны папы римского — это же тоже всё игры во власть. Впрочем, это опасная тема…

Я иностранка и не всегда понимаю местные особенности — хотя и живу здесь более 15 лет — мне не до конца ясны отношения местных с церковью и религией. Когда вы говорили о Чёрной Мадонне, в вашей интонации отчётливо ощущалась осторожность. Почему?

Об этом не принято говорить открыто. В церкви об этом говорить вообще нельзя. Это и грех, и правонарушение, можно попасть и ад, и в тюрьму одновременно, если заговорить на эту тему со священником и прочими добропорядочными католиками (смеётся). К тому же я в этой области не специалист, в моих исследованиях эта тема всегда была побочной.

В поисках утраченного

«Официально разрешено говорить только строго определённые вещи…»

Можно ли назвать специалистами всех «официальных» учёных, которых принято считать таковыми? Сейчас так много тех, кто просто повторяет друг за другом общепринятые теории. Специалисты ли они? Сомневаюсь…

Да, и переписывать у других из Интернета — это тоже никуда не годится. Я ничего не беру из Интернета, всегда ищу в старинных книгах, в больших библиотеках. В изданиях 1920 — 1930 гг. ещё можно найти интересные вещи.

Кстати, в наше время всё чаще можно заметить, что старинные вещи — книги, артефакты — исчезают. К примеру, лет 15 назад мне довелось побывать в большой библиотеке монастыря Мельк. Она была действительно впечатляющей — огромный импозантный зал, по периметру на втором этаже галерея, тяжёлые деревянные шкафы со старинными книгами, напольные глобусы. Я даже сделала несколько фотографий, хотя это было запрещено. И вот когда снова приехала туда с группой участников нашего семинара, которым хотела показать эту библиотеку, не нашла её там. Мы всё обошли и не нашли её следов, пока наконец не оказались в тускло освещённом потёртом помещении, уставленном вдоль стен шкафами с книгами, которые, однако, больше походили на театральные декорации — от них было ощущение пустого, ненастоящего. Обратившись к только что освободившемуся от своей группы экскурсоводу, я спросила её, как пройти в библиотеку. Она с удивление ответила: «Так вы в ней стоите!». Но это точно было не то помещение. После моих настойчивых вопросов она была несколько раздражена и ответила только: «Ну, хорошо, раз вы столь настойчивы… Старое помещение закрыто для обычной публики». «Это почему?». «Ах, если вам так обязательно нужно это знать, обратитесь к кассиру в магазине сувениров на выходе».

Было ли это простым невезением, и следовало снова приехать сюда в другое время, точно не знаю. Но то, что старые экспонаты постепенно, но достаточно быстро исчезают, можно заметить и в других местах. В венском Музее истории искусств тоже пришлось столкнуться с этим в попытке найти старинные полотна времён раннего христианства. Поиски зала, знакомого из прежних посещений, оказались тщетными, пока один из служителей не сказал, что именно этот зал сейчас закрыт, так как «видите ли, картины в нём уже старые и никому особо не интересны». Или замок Ригерсбург в Штирии — он теперь тоже практически пуст. Вы знаете, каким образом и почему это происходит?

В замке Локенхауз тоже многое пропало, уже в ходе реставрационных работ в 70-е годы. Это была политическая интрига — самая дешёвая реставрация руками заключённых, которые просто всё вычистили и забетонировали, без оглядки на то, что к тому времени оставалось со времён рыцарей ордена. Всё это я мог наблюдать собственными глазами — как они разрушали все исторические свидетельства. Их интересовала только возможность коммерческого использования замка — рестораны, «рыцарские пиры», детские праздники и выставки… И сегодня потомки рода раубриттеров входят в руководство фонда. Они живы и в наше время — рыцари-разбойники, и сегодня всё так же владельцы этого замка, как и в прежние времена. У них нет ни малейшей заинтересованности в том, чтобы изменить положение дел, начать исследования наследия тамплиеров и уж тем более в том, чтобы какие-нибудь помещения замка были закрыты для широкой публики и стали объектом изучения специалистов. Они очень боятся этого.

В поисках утраченного

В замке Локенхауз

Если бы действительно провели независимые квалифицированные исследования, предполагаю, что историю пришлось бы переписывать.

В первую очередь пришлось бы переписать их собственную историю, которую они не устают пересказывать во время экскурсий. Есть мастер своего дела — Герхард Вольфинг — у него техническое образование, но он владеет и латынью, и греческим, и поэтому свободно читает старые тексты в оригинале. Ещё 20 или 30 лет назад он разоблачил фальсификации Габсбургов в национальной библиотеке Будапешта. Специалисты венского университета подтвердили его выводы. Строго говоря, его можно было бы причислить к лику святых. Но все его исследования никому не интересны. Документы Габсбургов — бесспорные подделки, они просто присвоили себе имущество тамплиеров. 500 лет спустя после всех событий подлог доказан, но восстановить справедливость не удаётся даже в вопросах собственности. Герхард Вольфинг — настоящий специалист, который издал более двух десятков книг на эту тему. Он и учёный, и инженер, а его книги никто не понимает, и никто не читает. К несчастью, всё население — от двенадцати- до столетних — не имеет ни малейшего понятия о то, что реально происходило в те времена, даже те, кто живёт здесь, в деревне рядом с замком. Поэтому я и написал мою книгу в такой простой литературной форме, чтобы она была доступна самому неискушённому читателю. Но я всегда был и остаюсь для них тем сумасшедшим, который упорствует в своём убеждении, что здесь были тамплиеры.

Кстати, какова этимология слова «Локенхауз»?

Однажды, после презентации фильма о рыцарях я разговорился с одним актёром, который специализируется на фильмах о тех временах. При разговоре присутствовали 5 6 учёных-историков. Я сказал, что слово Локенхауз происходит от «Leuca» — Свет (нем. Licht), «дом Света», и именно тамплиеры принесли его в наши края. Здесь есть место силы, которое светится (нем. leuchtet).

У меня дом здесь, в Локенхаузе, который я периодически сдаю в аренду для семинаров и групп туристов. И так я познакомился с кругом людей, которые изучают всё это с астрономической и эзотерической точки зрения. У них есть документы, в которых всё это очень детально описано, могу их вам показать, но признаться, это настолько невероятно, что я далеко не всё понимаю. Знания о звёздах тамплиеры принесли с Востока, у нас на Западе это знание давно уже не существовало в таком масштабе. Та округлая чаша в культовом помещении служила членам ордена для того, чтобы наблюдать в ней пути движения небесных тел. Очень просто, но эффективно.

В поисках утраченного

В поисках утерянной культуры. Книга Н. Матковица — история падения замка Локенхауз

Кстати, когда читала вашу книгу, возник вопрос, на чём основано утверждение, что эта ёмкость использовалась для наблюдения за движением небесных тел — за их отражением на поверхности воды как в зеркале?

То, что мы видим сейчас, скорее всего не оригинал. Это помещение было разрушено, сразу после падения замка в 1334, над ним, в верхнем дворе замка, там где источник, было самое отчаянное сражение с сотнями убитых и пожаром. Многие годы помещение простаивало, пока замок не попал в руки короля Венгрии и спустя десятилетия не ожил снова. Культовое помещение было полностью забито мусором и землёй. В его стенах не было ни одной двери, и круглое отверстие в своде было единственной возможностью попасть в него. Поэтому более поздние владельцы замка полагали, что это просто контейнер для мусора или — когда-то ранее — для воды.

Астрономы, которые иногда читают доклады в замке, подтверждают, что на поверхности воды в этой чаше отражаются особые комбинации созвездий. В моей книге я описал, что это работает как календарь.

Не знаю, может быть, я очень далека от истины, могу только поделиться моими ощущениями. Нас тоже очень интересует история, но мы пробуем заниматься её исследованием несколько нестандартным путём. В наши дни многие документы утеряны, многое переписано и искажено, как тогда не-специалисту, не имеющему доступа к архивам, перепроверить свои предположения? Даже если ему и удастся что-то обнаружить в документах, как различить между истиной и подделками?

Мы пробуем исследовать историю посредством медитативных техник. Разумеется опыт, полученный в медитации, субъективен. Но его можно и нужно сравнить с опытом других таких же исследователей. Конечно, это предполагает развитие определённых способностей к тонкому восприятию. Но к чему стесняться методов исследований, из которых ещё мудрецы древности черпали свои знания? И вот, оказавшись в каком-либо месте, мы пробуем исследовать его историю — прочувствовать её, ощутить те Силы и ту память — карму — которые активны в нём. И обнаружить те части нас самих, которые ожидают там с незапамятным времён. По сути, мы путешествуем, чтобы вспомнить, кем мы были когда-то. Так можно прочувствовать историю и предназначение места. И вот в культовом помещении возникло ощущение, что здесь в своё время совершались ритуалы, причём ритуалы поклонения Солнцу и огню. Это касается той «чаши», которая, по моим ощущениям, принимала в себя огонь, а не воду.

Ну, не знаю, в огне звёзды отражаться не будут…

В поисках утраченного

«Мы путешествуем, чтобы вспомнить». На мотоцикле через Киргизию. Замок крестоносцев на китайской границе? Отступление на Восток по Великому шёлковому пути?

Вопрос в том, действительно ли это было необходимо, или же Посвящённые знали и иные пути получения знания о сочетании Сил, не только через наблюдения за небесными телами, которые сейчас считают источниками Сил. Мы, современные люди, верим, что для определения того, какие Силы активны, обязательно знать сочетание небесных тел, и что именно небесные тела и являются их источниками. В действительности, они — лишь представители тех изначальных Сил, которые проявляются повсюду и через всё.

К сожалению, я не умею медитировать.

Позволю себе не согласиться с вами. Вы просто не обращаете на это внимания. Если вы прислушаетесь к себе, то заметите, что в вашем теле возникают тонкие телесные ощущения, когда вы, например, находитесь в замке. Наша судьба не случайно приводит нас в определённые места и сводит с конкретными людьми. Вы такую значительную часть своей жизни посвятили восстановлению справедливости в истории о тамплиерах… Ничто не происходит без причины. Если освободиться от догматов современной христианской церкви и не отвергать, что можем проживать множество жизней, то открывается более широкий обзор. Когда мы столько усилий и времени посвящаем чему-либо, это обязательно означает, что в этом есть и какой-то след к нам прошлым — к тем «нам», кем мы были когда-то. И вот эти следы мы ищем. Что вы думаете об этом?

Я уверен, что существуют другие реальности. Когда-то я всё это отрицал, но теперь всё чаще и чаще ощущаю существование высшей Силы. Я простой служитель и не отваживаюсь утверждать то, чего пока не могу подтвердить на опыте. Но одно я знаю точно — случайностей не бывает.

Мария Титце

Иллюстрации: архив Норберта Матковица, Марии Титце, заглавная иллюстрация pixabay.com

This post is also available in: deDeutsch

Комментариев нет

///