Если вам доведётся побывать в Ришикеше, Индия, не упустите шанс встретить рассвет, стоя на смотровой площадке у храма Кунджапури. Храм расположен в горах на высоте 1676 метров над уровнем моря. Отсюда открывается удивительный вид на весь Ришикеш и Гималаи.

Наверное, правильные путешественники пишут путевые заметки в хронологической последовательности, но бывает, что воспоминания всплывают в соответствии с тем, какими ощущениями окрашен сегодняшний день. Рассвет на вершине горы в храме Кунджапури — последний рассвет нашего путешествия в Индию, но сейчас вспомнился именно он. Парвати, жена господа Шивы, в одном из предыдущих воплощений носила имя Сати. Отец Сати не принимал Шиву и оскорбил его и свою дочь, умышленно не пригласив их на ритуал подношения Богам. Сати всё же пришла туда, но, возмущённая неуважительным отношением к своему мужу, сожгла себя, пообещав воссоединиться с ним, родившись у отца, которого она сможет уважать. После её смерти Шива, погружённый в глубокую скорбь, удалился в неприступные горы, в царство вечной зимы, не желая ничего и никого видеть. Одиноко бродил он по заснеженным горам с мёртвым телом Сати на плечах. В тех местах, где части её тела падали на землю, были построены храмы. Один из них — Кунджапури. Здесь на землю упала грудь Сати.

Храм в Кунджапури

Кунджапури, Индия

Тем утром задумалась о том, что если Сати силой своего духа была в состоянии сжечь своё тело, должно быть возможно испытать через йогу то, что связано с этим местом. Ожидание… В одно сливались мантры служителя, проводившего пуджу, шорох подошв о камни и приглушённые голоса спутников, восходящее солнце и розово-красные тона храма.

Кунджапури, Индия

Начало рассвета в Кунджапури

В груди возникло и росло что-то щемящее, пронзительное, а голова начала разрываться от мысли. Это не была мысль о чём-то конкретном, но она была столь всепоглощающей и интенсивной, что от неё нельзя было убежать, от неё болела и лопалась голова. Что это было — предчувствие чего-либо? Или состояние ПОСЛЕ? После боли и после смерти, когда всё уже свершилось, и нет смысла бояться. Там было всё: и верность, и боль, и странный покой. Не было только лёгкости. Но стоило отпустить мысль, перестать удерживать её и смириться, боль уходила, голова становилась свободной и открытой, и появлялась необычная, приятная лёгкость. Пока не возвращалась мысль. Так повторялось снова и снова… Что это был за опыт? Наверное, что есть всё. И если смиришься, будет лёгкость. Вот только смерти нет…

Иллюстрации: архив автора